?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
История одного перехвата
neonivanov
Оригинал взят у melanhlenos в История одного перехвата



1 июля 1968 года. Перехват советскими истребителями МиГ-17 американского самолета DC-8 нарушившего государственную границу СССР в районе Курильских островов. Фото сделано стюардессой с борта американского лайнера


1968 год. Разгар войны США с Северным Вьетнамом, в которой на стороне последнего принимал активное участие СССР. Над Курильскими островами советскими истребителями перехвачен и принужден к посадке на военный аэродром «Буревестник» острова Итуруп американский самолет DC-8 с 24 членами экипажа и 214 военнослужащими армии США на борту, которые следовали из США во Вьетнам. Инцидент, по масштабам равный тому, что произошел в этом же регионе в ночь на 1 сентября 1983 года...


1 июля 1968 года самолет McDonnell Douglas DC-8-63CF американской авиакомпании «Seaboard World Airlines» (командир корабля Джозеф Тозолини) пересек границу СССР в районе Курильских островов. Самолет взлетел с авиабазы под Сиэтлом (штат Вашингтон) и следовал, с промежуточной посадкой на американской авиабазе Йокота в Японии, в Южный Вьетнам. На его борту находились солдаты, возвращающиеся из отпуска, 3 генерала, кордебалет, и члены экипажа. Самолет отклонился к западу от запланированного маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР. Японский авиадиспетчер уведомил экипаж об ошибке, когда она составляла около 80 морских миль (150 км) на запад от курса (так говорят американские источники).




Это не именно тот самолет, но точно такой же McDonnell Douglas DC-8-63CF, принадлежащий той же авиакомпании «Seaboard World Airlines»






Стюардесса DC-8 с камерой, с помощью которой она сделала снимки с борта самолета и советскими сигаретами, которые она оставила себе в качестве сувенира. Фото опубликованы в журнале «Time»



На аэродроме 308 ИАП 11-ой армии ПВО «Буревестник» острова Итуруп Курильской гряды шли плановые полеты. Взлетали краснозвездные МиГи, чтобы, открутив «бочки» и «иммельманы» над Тихим океаном, вновь приземлиться на бывшем японском аэродроме.




Красной точкой я обозначил на карте аэродром «Буревестник» (позывной «Гвардеец»») на острове Итуруп




Ближе. Красной точкой обозначено местоположение старого японского аэродрома (с "железкой" на нем после войны), желтой - новая железо-бетонная ВПП




Аэродром «Буревестник». Красная точка - старая японская ВПП, она же старая "железка", желтая - новая железо-бетонная ВПП


В разгар полетов заместитель командира полка (ком. полка был в отпуске) подполковник Ярослав Хиров получил сообщение, что воздушное пространство СССР нарушил иностранный самолет – на 200 километров углубился на нашу территорию и летел непосредственно над россыпью Курильских островов. Из Хабаровска, из штаба Дальневосточного военного округа, последовал приказ: «посадить!».

В 9:01 по тревоге были подняты пара истребителей МиГ-17 (летчики капитаны Ю. Б. Александров и В. А. Игонин), которые попытались принудить "Дуглас" к посадке, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам. (По некоторым сведениям, приблизившись к DC-8 вплотную, капитан Игонин покачал крыльями и вышел вперед на своем МиГ-17. На языке летчиков эти воздушные маневры означали: «следуй за мной!». Но «американец» на эту команду не среагировал, продолжая полет с прежним курсом. Более того, гость попытался нырнуть в облака, забраться на еще большую высоту.) И только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков (майор И. Ф. Евтушенко и капитан И. К. Мороз), экипаж DC-8 понял, что "пахнет жареным" и проявил уступчивость (подполковник Хиров приказал дать очередь из бортового вооружения так, чтобы трассеры прошли перед самым носом лайнера). После этого экипаж «Дугласа» понял, что русские с ними шутить не намерены, и командир корабля, американец итальянского происхождения, Джозеф Тозолини взял предложенный перехватчиками курс и последовал за ними. Под конвоем МиГов «Дуглас» совершил круг над «Буревестником», чтобы получше прицелиться к короткой и узкой для такой крылатой махины взлетно-посадочной полосе (плюс, «Буревестник» окружают горы), а потом мастерски приземлил лайнер на незнакомом ему военном аэродроме. На часах было 10:40.






DC-8 на аэродроме «Буревестник»




Американские военнослужащие на аэродроме «Буревестник»

Тозолини рассказал прибывшей с Сахалина инспекции, что над нашей территорией он оказался из-за отказа системы дальней навигации «Лоран». Инспекторы вглядывались в приборы, но на земле оценить серьезность этой причины было невозможно. Только Хиров засомневался: не та была облачность, чтобы пенять на «Лоран». Неужели всерьез можно было думать, что острова, проплывавшие под самолетом, были японскими?




Советские летчики, осуществившие принуждение DC-8 к посадке. К сожалению, не удалось уточнить их имена. Возможно, слева капитан И. К. Мороз




МиГ-17 на аэродроме «Буревестник». 1963 год

Все три с половиной дня пребывания ДС-8 на советской земле далеко от Итурупа совершенно секретно кто-то решал: отказала навигация или Тозолини - участник провокации с целью проверить защищенность наших дальних рубежей?

Опуская подробности пребывания гостей из Америки на советском острове Итуруп, можно лишь сказать, что военные устроили их у себя с максимально возможным комфортом. Неплохо кормили - как сами американцы сообщают, они получали: черный хлеб, консервы, сыр, масло, кофе, говяжий бульон, лапшу и сигареты.

Нужно сказать, что как раз в то время СССР и США готовились к подписанию Договора о нераспространении ядерного оружия и не хотели портить отношения друг с другом. Тем не менее, посол США в СССР получил ноту протеста. США принесли свои извинения и объяснили, что нарушение воздушного пространства СССР было непреднамеренным. Так же свои извинения принес командир DC-8 Джозеф Тозолини. (Впрочем, после приземления на авиабазе Мисава на севере Японии примерно через час, Тозолини отказался от своих извинений, утверждая, что его самолет не отклонялся на советскую территорию.)

Американские источники сообщают, что позже, в декабре 1968 года, авиакомпания «Seaboard World Airlines» была вынуждена заплатить 5000 долларов административного штрафа Федеральному управлению гражданской авиации США, так как его бортовая РЛС не была должным образом сертифицирована. Так же они признают, что этот инцидент был дипломатическим позором для Соединенных Штатов.

Как бы то ни было, на третий день после пленения воздушного нарушителя, подполковник Ярослав Хиров получил приказ обеспечить американцев авиационным топливом, водой и питанием, и не препятствовать вылету DC-8 из «Буревестника».

У советских летчиков было сомнение по поводу того, что экипажу огромного «Дугласа» с такой загрузкой удастся взлететь с ВПП длиной всего 1200 метров. (Нужно добавить, что плюс к этому покрытием взлетно-посадочной полосы старого японского аэродрома после войны и до 1979 года служили гофрированные металлические пластины с прорезями, полученные ещё по ленд-лизу, так называемая «железка». На аэродроме базировался полк дозвуковых истребителей МиГ-17. В 1979 году по острову Итуруп прошел тайфун "Тип". Тайфун был такой силы, что полностью сорвал и закрутил всю железную взлетно-посадочную полосу и уничтожил, практически все самолеты (см. фото). Были и человеческие жертвы. После этой катастрофы было принято решение не восстанавливать «железку», а построить современный стандартный аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой. Плиты возили на остров кораблями, вот почему этот аэродром называли не только «непотопляемый авианосец Советского Союза», но и «золотой аэродром». После постройки на нем посадили полк сверхзвуковых истребителей Миг-21, затем Миг-23.)








Аэродром «Буревестник» после тайфуна "Тип". 1979 год

По мнению многих, у американцев были все шансы выкупаться в океане. Однако мощные двигатели и мастерство пилотов оторвали лайнер от ВПП чуть ли не на середине. Набрав высоту, он выполнил круг над русским аэродромом, прощально покачав крыльями и, взяв курс на Японию, вскоре растворился в голубизне летнего неба.

Летчиков потом наградили - кому фотоаппарат, кому ружье. Хирову выразили благодарность в приказе. И еще командир из Сочи прислал поздравительную телеграмму: «ну и повезло же тебе, мужик!» В приказе и в телеграмме, конечно, нет слов о предотвращении Хировым Третьей мировой войны. Но только представьте себе на минуту, что могло произойти: если бы были облака, если бы DC неудачно совершил или посадку на «Буревестник», или взлет с него, если бы на месте Хирова и его летчиков были  другие люди… 


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источники:

1. ВВС России. Горячее небо "холодной войны"

2. http://www.liveinternet.ru/users/anz

3. "Seaboard World Airlines Flight 253A"

4. http://www.flickr.com/photos/41426228@N06/

5. http://popgun.ru/viewtopic.php?f=150&t=279887&start=770


  • 1
Вот про этот перехват я не слышал

Я тоже что-то слышал еще в детстве - в тех краях жил, но вот у френда хороший материал прочитал - теперь все ясно.
Кстати, очень хорошо и подробно все описано. Спасибо ему!

Факт не слишком известный даже многим служившим рядом, на Сахалине - в Соколе и Смирных. Особенно, через два-три года позднее уже.
У нас в Соколе, в ДОСА в ленкомнате был стенд с фотками об этом событии. Да и офицеры и сверхсрочники много всякого рассказывали.
После посадки американские “Джи-Ай” разбрелись по всему аэродрому, размещать их, конечно, было негде, а скромная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей "под арестом" (как того велят уставы). Чтобы "случайно, без спроса" не улетели, перед носом DS-8 подогнали и поставили трактор.
Девочкам из кордебалета, очевидно, пришлось хорошо потрудиться за те три холодных ночи на Итурупе, чтобы согреть янки. Пришлось нашим даже выдать каждому из них по одеялу - для тепла...Весёленький такой получился у них рейс...
Анекдот ходил в дивизии:
"Один из пассажиров, оглядев убогую обстановку аэродрома, говорит другому:
- А я слышал, что здесь расположена крупная авиабаза!
- У русских база вся под землёй, а всё это – просто маскировка, - со знанием дела отвечал другой..."

Спасибо!
Интересно, особенно анекдот.
А Вы в Соколе служили?
А в каких годах?
Я очень ищу сведения или очевидцев катастрофы в ноябре 1979г. самолета Погранвойск в Южно-Сахалинске.
Может быть хоть что нибудь подскажете, был бы очень Вам благодарен!

Первый раз, когда американским солдатам разрешили выйти из самолета под бдительные взгляды погранцов и размять ноги, янки осмотрелись и спросили, какое сейчас в России время года. Лето, сказали американцам. Но с этого момента «вояки» разминались, только укутавшись в свои одеяла. И уже не потому, что готовы были по самые глаза спрятаться от советской пронизывающей действительности, - просто ни в Сиэтле, откуда они вылетели, ни в тропиках, куда они направлялись проводить политику американского ЦК, им не было так холодно.

Я служил в 69 - 71-м. Дивизион ОДСРПС, Дальний привод.
Естественно, про 79-й ничего не знаю.
У себя на ветке и на forumavia.ru "разгребаем" случай, близ нашего аэра:
http://www.forumavia.ru/forum/2/4/828050602591357615231332178224_1.shtml
Вот начало:
Ещё в 1973 году он обнаружил на восточном склоне горы Найборецкой, http://maps.google.ru/ что между Углезаводском и Быковым, обломки. Это недалеко от нашего аэродрома, где мы служили в своё время... Вроде бы катастрофа произошла в 65-66-м годах.
Поначалу не могли определить тип самолета по обломкам. Правда,информации мало, всего два фото невысокого качества. Речь идет об
http://www.panoramio.com/photo/66796284
http://www.panoramio.com/photo/66778855
В конце-концов вариантов вроде немного: Як-28 или Ил-28. Наши ремонтники пришли к выводу, что это был Ил. Но ни у нас, ни на других аэродромах ИАП нашей дивизии /Смирных, Буревестник/, естественно, такого Ила не было да и быть не могло. Мы решили, что это машина ТОФ.
Так что помощи просим: 1. Какой это самолёт? 2. Если катастрофа произошла в "наших" краях, то, может быть, вы что-то знаете о том? 3. Имеются ли у вас данные об экипаже?

...Начали недавно, только в феврале н.г.
До связи.

Спасибо! пост я получил, просто в интернете не очень часто...

Вот нашёл по той катастрофе погранцов: потерял скорость и упал в поле в 700 м от ВПП в районе пос. Новотроицкое при заходе на посадку в условиях снежной бури. Самолет погранвойск. На Ил-14 погибли 5 членов экипажа.
Издание солидное. Знакомы с его данными?
http://war.airdisaster.ru/database.php?id=83

Спасибо что откликнулись и поискали. Аналогичную информацию я встречал.
Но там погибших вместе с пилотами 28 человек, а пишут только про 5.
Вообще очень засекреченная и странная катастрофа.
Официальная информация до сих пор закрыта.
Там погиб мой отец.

Извините...
Непонятки какие-то явно имеются...
Буду что иное искать, гляну и эту катастрофу.
До связи.

Спасибо Вам.
Может что-то Вам случайно где-то попадется или где всколзь упомянуто будет

"Много Ил-14 было на Сахалине. Были и пассажирские машины и грузовики и разведчики. Машина просто КЛАСС!!! За все время эксплуатации на Сахалине потеряно всего 2 машины. Одна - это экипаж Давыденко, въехали в сопку (не хватило 50 метров высоты), а второая потеря - это экипаж Михайлова, под Шахтерском. Таже история- въехали в горушку.Воспоминания об этом самолете самые добрые. Пришлось 3 года гайку на нем покрутить. А вообще много историй может расказать летный директор "Атрана", Крысов Сергей Петрович. Вот он на этом корабле добре полетал."
07/05/2010 [02:46:11]

http://www.forumavia.ru/forum/5/7/9431459651965535144211136303657_4.shtml

У вас кто был КВС?

Прошу дать данные, которые могу дать в нашем форумавиа, которых нет в основных сайтах.
Поскольку веду ветку о пропавших...
Откуда данные о 28-ми погибших?

Я Вам в личном сообщении все очень подробно опишу. Очень надеюсь, что поможете обязательно, раз такую ветку ведете.

У меня очень большие сомнения в том, что это нарушение было непреднамеренным.

Дело в том, что в это утро я находился на боевом дежурстве в качестве радиооператора (радиста) РЛРоты мыса Васильево на Парамушире, самой южной роты Камчатского полка РТВ ПВО.
Нашу роту только что выключили с дежурства, сответственно включились ближайшие соседи: севернее РТБатальон на о-ве Шумшу и южнее самая северная РЛР Сахалинского полка, по моему, на о-ве Онекотан. Во время нашего дежурства каких-либо отклонений в движении целей не было.
Тут приходит сигнал на срочное включение и даётся нацеливание на поиск в южном квадрате. Наш оператор П-12 Иван Мартыненко держал станцию под накалом, видимо пользуясь передышкой проводил плановые работы по обслуживанию. Соответственно, время включения РЛС вместо 10 минут по нормативу сократилось до двух.
Это позволило ему сделать пару засечек цели на пределе обнаружения, это приблизительно 250 км, которые мы и выдали в сеть оповещения. Прикинув по планшету, который видно радисту с рабочего места, засечки были в районе о-ва Матуа. Там его и приняли коллеги-сахалинцы.
Доводы в пользу умышленного нарушения, связанные с проверкой эффективноти нашей сети ПВО следующие.
1. Подозрительное "совпадение" времени и места нарушения: при переключении цель могла быть невидима оператором вновь включенной РЛС из-за местников в силу специфики диаграммы направленности антенны - хорошо видно самолет, который дальше и выше, плохо, который ближе и ниже.
Расположение РЛРот американцам могло быть известено по постоянным полётам самолётов-разведчиков РБ-47 в акваториях Охотского моря и ТО.

2. Навигация DC-8 осуществлялась по системе Лоран, её погрешность составляет 5-7 миль, а также по бортовому локатору, по которому наши острова должны быть хорошо видны. Рассчитать место самолета не представляет сложности.
Трасса транспортников проходит восточнее от островов на расстоянии 130 км. Обычно такое удаление от наших границ все транспортники и даже Б-52 выдерживали.
Тозолини вел свой самолет над островами на высоте около 10 000 м. Поскольку дело происходило под утро и в условиях облачности - видеть землю визуально он, скорее всего, не мог.

Вполне возможно, за ним по трассе мог следовать самолет-разведчик, фиксировавший наш радиообмен в КВ и УКВ диапазонах.
Значительно позже, когда сбили южнокорейский Боинг рейса KAL-007, в еженедельнике "За рубежом" попалась перепечатка, в которой КВС Тоззолини, описывая этот случай, стал на нашу сторону: утверждал, что советские власти пассажирские самолеты не сбивают, а оказывают помощь при потере ориентировки.
Видимо был уже на пенсии и мог говорить, что думает.



Конечно, на 100% умышленно.
Кстати, корейская авиакомпания эта уже участвовала в шпионских миссиях США: в 78м садили на лед их самолет над кольским полуостровом. Тогда обошлось без жертв.
http://www.shura007.com/shura/interest/kal007_2/history-kal007-chapter_2.shtml - интересный материал Брюнна
Вообще, я на Сахалине в конце 70-х видел много ложных позиций ПВО: РЛСки, даже позиции ЗРС из доско, бочек и т д. Так что спутники США картины не давали - нужны были вот такие "вскрытия".

Не знаю, какой смысл в ложных позициях РЛР: самолет-разведчик фиксирует источник излучения в дециметровом диапазоне, а у их военных есть такая ракета "Шрайк", которая движется по радиолучу - единственное спасение вовремя снять высокое напряжение, тогда есть шанс, что она не угодит в антенну. Это мнение воевашших во Вьетнаме ПВОшников.
Холодная война, гори она синим пламенем.
Говорят, всю эту дорогостоящую громаду сети ПВО Союза бросили, как она была, на позициях в 1995 году.

Теперь, вдоль Курил проходит оживленная международная трасса, можно посмотреть онлайн на Флайтрадаре, контраст, что у них, даже на Алеутах и что у нас.
http://www.flightradar24.com/

Я конечно смутно помню, чему учили меня 20 лет назад по тактике применения РТВ ПВО, хотя на командира РЛР готовили. Я так понял, что как раз ложная позиция с излучателем способна отвлечь на себя противоРЛ ракеты, да и серьезные усилия противника по постановке помех и атаке ложных целей. В резерве вроде как всегда рота находится, которая не обнаруживает себя излучением до особого распоряжения.
а в 70-х спутники фотографировали все объекты, а тотом надо было распознать_ какие ложные, а какие действуют. для того и прорывали ПВО.
но конечно это сугубо мое мнение.

Для полноты картины обстановки того времени, а это был самый разгар войны во Вьетнаме, был случай, когда меня ночью подняли по тревоге и вызвали на КП РЛР: дежуривший радиооператор сорвал руку, перед этим вышел из строя датчик кода морзе, а в воздухе мимо нас следовало более сотни целей одновременно - идентифицированы, как Б-52. Шли они волнами вдоль островов, как потом выяснилось около 180 бомбардировщиков.
Мелькала мысль, что началась война, но рассуждать было некогда, все цели, групповые и одиночные были выданы в сеть оповещения. Потом нам сказали, что они сели на авиабазе о-ва Гуам конечной точке маршрута всех военных транспортников и бомбардировщиков.
На днях показали фильм о наших зенитчиках-ПВОшниках, которые были инструкторами во вьетнамских ЗРВ ПВО на комплексах С-75.
В декабре 1972 года американцы начали массовые бомбардировки Ханоя и Хайфона.
Вот сухая статистика: из 188 Б-52х, участвовавших в бомбардировках, 32 было сбито нашими ракетами, т.е. каждый 5й-6й.

Молодцы Вы были, так как техника была примитивненькая тогда по сравнению с той, что позже пришла. Я на старых ВИКО от 75х практиковался немного - долго не выдерживал - в голове аж темнело.
кстати 19Ж6, которая считалась новинкой даже в начале 90-х: http://www.rtv-pvo-gsvg.narod.ru/doc/ST_68_u.pdf и вот фото http://pvo.guns.ru/rtv/19j6.htm - очень хорошая штука: уже тракбол стоял, да и в режиме автосопровождения можно было 30 целей тащить.
Кстати, и вроде как позицию нашел - куда обучаться в 93м возили.http://wikimapia.org/#lat=49.916933&lon=23.089483&z=17&l=1&m=b
Великое дело интернет!

Edited at 2012-11-19 07:55 pm (UTC)

Спасибо за доброе слово и за ссылки.
Может это громко прозвучит, но во все времена воевал сплав воина и имеющегося в его распоряжении оружия. С развитием техники ценность системы: воин-оружие не меняется, ну а мы были продуктом той системы воспитания, которую сейчас критикуют, во многом и обоснованно.
В отношение техники могу судить по рассказам отца, как они летали в войну и при освобождении Курил на Ту-2 6-го БАК с Леонидово. Но летали успешно, с тем бортовым и наземным оборудованием тех времён, особенно, если сравнивать его с современным.


Вы бы сделали рассказ про то, как отец летал во время войны с Японией. Таких ведь материалов ИМХО почти нет.

Интересные комменты вообще тут.

Я сам родился в Макарове. Там шары на горе стоят до сих пор наверно.

  • 1